6. Немного математики

Просто, как 2+2

Не нужно думать, что математику придумали, чтобы усложнить жизнь школьникам и студентам. Наоборот. Математика нужна для решения сложных задач простым способом. Например, сможешь ли ты найти корни квадратного уравнения? Нет, если не знаешь универсального алгоритма решения квадратных уравнений через дискриминант. А зная этот алгоритм и умея им пользоваться, быстро найдешь решение.
Все, что было расписано в предыдущих главах, умещается в одной формуле:
y = f (x), где
y - результат поведения,
x - дискомфорт,
f  - алгоритм поведения.

Эта формула называется уравнением поведения. Зная все ее составляющие, можешь быть уверен, что понимаешь поведение другого человека или свое собственное.
Что нам дает эта формула? 
Во-первых, понимание того, что сами по себе действия человека, без знания его дискомфорта, ни о чем не говорят. Камень, падая с горы, тоже летит по какой-то траектории. Но у камня нет никакого дискомфорта, он движется под действием сил физики. Человек действует по причине собственного дискомфорта. Поведение человека имеет смысл, только если мы понимаем, какой дискомфорт этим поведением устраняется. В нашей формуле алгоритм поведения f может использоваться только совместно с дискомфортом x, вот так - f (x) .
Во-вторых, нам известен способ, как можно заранее вычислить результат поведения человека. Для этого нужно знать дискомфорт, который человек устраняет, и алгоритм, которым он это делает. Зная f (x) , можно вычислить y. Да мы всегда так и делаем в повседневной жизни! 
Например, школьник привык каждый день на обед пить молоко, находя его дома в холодильнике. Если молока в холодильнике нет, школьник звонит маме с просьбой купить молока. Мама может быть уверена, что если она утром не увидит в холодильнике молока, то днем будет телефонный звонок от сына. В этом примере мама знает, что сын будет испытывать дискомфорт, не найдя молока на обед, и знает его алгоритм действий - звонить ей по телефону.
В-третьих, мы можем  определить, какой именно дискомфорт заставляет человека действовать, зная алгоритм и результат его поведения. То есть зная f (x) и y, можно вычислить дискомфорт x, который вынуждает человека действовать. 
Например, отстающий школьник скрывает свои плохие оценки от родителей, хотя уверен, что по итогам обучения его неуспеваемость все равно станет известна. Дискомфорт, который заставляет его действовать, вызван двумя обстоятельствами:
-нужно учиться, а школьник не хочет;
-родители могут узнать, что учиться школьник не хочет, а он этого боится.
Достаточно устранить любое из этих обстоятельств, и школьник перестанет скрывать свои плохие оценки. 
Ты заметил, что в примере с неуспевающим школьником дискомфорт вызван несколькими обстоятельствами? На практике не всегда бывает так, что только одна единственная причина вызывает поведение человека. Обычно своим поведением человек устраняет сразу несколько видов дискомфорта. Подробнее об этом расскажу дальше.

04 апреля 2016 г.

Предыдущая глава <-> Следующая глава