8. Общий дискомфорт

Даже ребенок понимает, когда дискомфорт!

Усложним немного наш пример с борщом. Представим, что школьнику очень нужно сделать уроки и попалась трудная математическая задача. В это время мама готовит на кухне борщ. Школьнику захотелось перекусить.Что он будет делать? Он может пойти на кухню, взять себе что-нибудь из еды и одновременно думать над задачкой по математике. Пережевывая пищу, он думает над решением задачи из домашнего задания. Один алгоритм поведения устраняет одновременно два дискомфорта:
-нужно делать уроки;
-хочется перекусить.

Что-то все очень усложняется, можешь сказать ты. Как тут разобраться, какой именно дискомфорт заставляет человека действовать?
Разобраться просто. Но для этого нужно уточнить еще кое-что про дискомфорт.
Секрет в том, что виды дискомфорта придумали люди сами для себя. Это сделано для удобства, чтобы обозначить, что нужно человеку, а что не нужно. 
Например, жажда - дискомфорт от нехватки воды в организме. Значит, человеку нужно попить воды. Но маленькие дети, которые уже умеют ходить, но еще не умеют говорить, все равно знают, что когда они испытывают дискомфорт от жажды, им надо попить воды. Дети могут еще не знают таких умных слов, как "жажда", "дискомфорт", но это нисколько не мешает им выбирать правильный алгоритм поведения. При жажде - попить воды.
В реальности дискомфорт не разделяется на какие-то виды, существует только общий дискомфорт, который человек устраняет своим поведением.
Человек может ощущать дискомфорт от самых разных причин, не обязательно сознавая эти причины. Важно, что алгоритм поведения будет таким, чтобы результатом поведения было устранение дискомфорта.
А уж разделение дискомфорта на виды нужно нам для того, чтобы понимать, что именно можно сделать для изменения поведения человека в желательную сторону.
Тот же пример с ребенком. Ребенок захныкал и потянулся к бутылочке с водой. Мы думаем, что он хочет пить - испытывает дискомфорт от жажды. Даем ему воды, ребенок замолкает. Все. Наша цель достигнута, поведение ребенка изменено в желательную сторону. Ребенок не плачет. Но это не значит, что ребенок, попив воды, не испытывает совершенно никакого дискомфорта. У него в это время могут резаться зубы. Но сильной боли нет, ребенок просто ведет себя немного беспокойно, и на это мы можем пока никак не реагировать. Потому что считаем такое поведение вполне приемлемым.
Далее разберем виды дискомфорта подробнее.

04 апреля 2016 г.

Предыдущая глава <-> Следующая глава