18. Индивидуальные и управляющие алгоритмы

Весь мир - театр, а люди в нем актеры

Раньше мы подробно разобрали, что в нашем уравнении поведения y = f (x) означают дискомфорт и алгоритм поведения. А вот каким может быть результат поведения? 
Результатом поведения должно стать комфортное состояние - ведь алгоритм поведения как раз и выполняется для устранения дискомфорта. И во многих случаях так и есть. Назовем такие алгоритмы поведения индивидуальными. Результатом выполнения индивидуального алгоритма является устранение дискомфорта, вызвавшего поведение. 
Например, человеку захотелось пить. Возник дискомфорт от жажды. Человек наливает себе в стакан  воды и утоляет жажду. Алгоритм поведения заканчивается, потому что дискомфорт жажды устранен. Алгоритм прост и ясен: 
-встать, 
-взять стакан, 
-налить из чайника воды, 
-выпить воду. 
Но что делать человеку, если ему один год от рождения, и сам он не может ни взять чайник, ни налить воды в стакан? Такому человеку приходится выполнять другой алгоритм поведения: 
-захныкать, 
-заплакать. 
Дальше начнет действовать мама: 
-налить воду в бутылочку, 
-дать бутылочку ребенку, 
и уж затем: 
-выпить воду. 
Маленький ребенок может устранить свой дискомфорт жажды только с помощью других людей. Например, любящей мамы. Сам он налить себе воды не сможет. Поэтому ребенок выполняет алгоритм, результатом которого будет не его собственное комфортное состояние, а создание дискомфорта другому человеку. Таким способом ребенок вынуждает маму начать действовать, выполнять ее собственный алгоритм поведения - налить воды в бутылочку и подать ему.  
Мы уже твердо усвоили, что причиной поведения является дискомфорт. Чтобы человек хоть что-то сделал, он должен ощутить дискомфорт. Ребенок своим криком создает дискомфорт родителям. Родители устраняют свой дискомфорт, дав бутылочку с водой ребенку. И ребенок, утолив жажду, перестает хныкать. Все довольны. 
В уравнении поведения y = f (x) результатом алгоритма поведения ребенка будет дискомфорт его родителей.  
Какой будет вид уравнения поведения родителей? Точно такой же, как и у ребенка. И как у всех остальных людей: 
y = f (x) 
Только дискомфорт родителей возник в результате поведения их ребенка. 
Какой вывод мы можем сделать? 
Результатом поведения может быть не только собственное комфортное состояние, но и изменение дискомфорта у других людей. 
Такие алгоритмы поведения назовем управляющими, поскольку они предназначены для изменения поведения людей. Выполнением алгоритмов такого типа человек изменяет дискомфорт у других
 людей, тем самым изменяя их поведение. 
Остальные алгоритмы поведения, результатом  выполнения которых будет устранение личного дискомфорта человека независимо от изменения дискомфорта других людей, назовем индивидуальными
Мы уже знаем, что поведение человека в каждый момент времени может быть только одно. Значит, и алгоритм поведения может выполняться только один. Такой факт дает нам возможность различать, когда человек выполняет индивидуальный алгоритм, а когда - управляющий. 
В самом деле, окажись годовалый ребенок дома один и ощути он жажду, его хныканье и крики нисколько не помогут ему напиться. Ребенку для устранения собственного дискомфорта нужно изменить поведение родителей таким образом, чтобы они помогли ему. Управлять поведением родителей можно, если изменить их дискомфорт. Ребенок выполняет свой алгоритм поведения - хнычет и плачет, дискомфорт родителей изменяется. 
Смысл управляющих алгоритмов поведения - вынудить других людей сделать что-то, что нужно самому человеку, но что он сам сделать не может или не хочет.  
Например, ребенку приснилось во сне что-то страшное. Он вскрикивает, просыпается и плачет. Мама подходит к нему, ласково гладит и говорит что-нибудь успокаивающее. Ребенок перестает плакать и снова засыпает. Поведение мамы относится к управляющему алгоритму, хотя результатом поведения мамы стало уменьшение дискомфорта ребенка, она его успокоила. Мама в этом примере своим поведением устраняла свой собственный дискомфорт. Ей было нужно, чтобы ребенок перестал плакать. Сама она за ребенка перестать плакать не могла, это мог сделать только сам ребенок. У мамы был дискомфорт от того, что ребенку плохо, иначе мы называем это сочувствием, жалостью. Когда ребенок успокоился, этот дискомфорт мамы был устранен.

22 ноября 2016 г.

Предыдущая глава <-> Следующая глава