Грубые водители

  • 31 July 2018
  • Технарь Аркадий

Instagram

Попалась на глаза статья с броским заголовком "Почему на наших дорогах так много хамов?" Посмотрим, что там пишут...

"Чтобы понять, почему на дорогах много хамов, надо бы вспомнить, кто такой хам. Вообще-то, это библейское имя: именно Хам когда-то породил африканские народы. Он же своим поведением дал начало понятию «хамство», то есть наплевательскому отношению к культурным запретам".
Что такое хамство, изложено ясно. Наплевательское отношение к культурным запретам.
А вот действительно ли на дорогах много хамов? "Много" - это, по мнению автора статьи, сколько? Каждый пятый водитель - хам? Или каждый сотый водитель хамит?
Нет пояснения, откуда информация о том, что в России на дорогах много хамов. Если автор статьи излагает сугубо личное мнение, то оно так его личным мнением и останется.
Ставлю минус.

"Только дело не в том, что российские водители — это, мол, генетические свиньи по определению. Те, кто считает иначе, пусть побыстрее уходят отсюда по известному адресу. Сваливать причины хамства на национальность — это просто неумно: хамов полно и среди англосаксов, и среди американцев".
Пока нет научных исследований, которые бы подтверждали врожденную склонность российских водителей к хамству. Равно как и американских или любых других водителей.
Ставлю плюс.

"Современное хамство, на мой взгляд, — это последствия разрушения сложившегося уклада жизни. Причем неважно, куда вынесет тебя волна очередной перестройки — в олигархи или на самое дно. В любом случае ты попадаешь в чуждый тебе мир, а потому с недоверием и озлоблением озираешься вокруг. Так ведет себя кот, которого хозяева вывозят летом на дачу, а осенью тащат в городскую квартиру. В обоих случаях животное недовольно". 
Справедливое замечание. Если человек находится в непривычной для него обстановке, он в той или иной степени испытывает дискомфорт, связанный с тем, что привычные алгоритмы поведения не работают. Надо находить что-то новое, придумывать новые алгоритмы поведения. А это достаточно трудоемко, проще нагрубить.  
Одна из причин хамства определена верно, ставлю плюс.

"Дорога — это своего рода линза, которая фокусирует накопившуюся агрессию на соседе. Здесь сорваться куда проще, чем на работе, где тебя все знают".
Тоже верно. Дорога - источник определенного напряжения, особенно для неопытного водителя. Напряжение - это и есть дискомфорт. А вокруг незнакомые водители. Поэтому проще всего обвинить их в собственном дискомфорте и выполнить управляющий алгоритм поведения, нагрубив другому человеку и создав тем самым дискомфорт ему.
Тем более, что в непривычной обстановке человек всегда в первую очередь будет выполнять именно управляющий алгоритм поведения. Поэтому хамство на дорогах вполне ожидаемо.
Ставлю плюс.

"Но в прежние времена мы были членами одного общества. Плохого или хорошего, не важно: оно было нашим, общим".
Да, так и есть. Человек разделяет других людей на "своих" и "чужих" по общим алгоритмам поведения. Члены одного общества и ведут себя похоже. К "своим" отношение у любого человека совершенно другое, нежели к "чужим". И если общество не воспитывает в людях понимание, как "хорошо" себя вести, т.е. не вырабатывает у них общие алгоритмы поведения, конфликтность неизбежно возрастает.
Ставлю плюс.

"Средний хомо сапиенс — существо, в общем-то, очень недалекое, а потому изначально нуждается в защите и руководстве. Даже если не осознает это. И если бы того же Маугли не защитили добрые звери, его бы сразу сожрал не очень добрый полосатый зверь с папановским голосом. И если бы его не обучили хорошим манерам, исход был бы тем же".
Все верно. Алгоритмы поведения не выдумываются каждым человеком заново, а передаются в виде культурной традиции. Недаром есть расхожее выражение - культурный человек. Иначе говоря, хам - это некультурный человек.
Ставлю плюс.

"Задача нормального государства — следить за несмышленышами, дабы чего не сотворили по недомыслию. По такому принципу инженеры создают любую технику: она изначально должна быть с «защитой от дурака». В автомобиле на ходу не должна втыкаться передача заднего хода, магнитофон должен исключать возможность случайного стирания записей, а циркулярная пила обязана мешать неумехе отпилить себе то, что трудно будет приделать обратно. Комплекс таких мер при этом должен подавлять помимо прочего и хамство. Но уже не подавляет. Подавили его самого".
Сложно спорить. Воспитывает человека не только его семья, но и все окружающее его общество, в том числе и государство. И если государство самоустраняется от передачи культурной традиции, хамство и агрессия будут только расти.
Ставлю плюс.

"И все-таки выскажу крамольную мысль: для того, чтобы не было хамства, хомо сапиенсу необходимо резко ограничить то, что многие любят называть свободой. Потому что вовремя лишить хама самой возможности нахамить — это огромное подспорье для всех, кто искренно ненавидит хамство".
Не такая уж это мысль и крамольная. Напротив, совершенно верно сказано, что любое общество обязано вынудить своих членов выполнять правила поведения. Иначе такое общество распадается.
Ставлю плюс.

"Совсем уж пессимистом быть не хочется. Поэтому нужно отметить: что-то кое-где потихоньку меняется. К примеру, на пешеходных переходах давно пропускают пешеходов, а заправщики и кассиры на АЗС почти всегда желают нам счастливого пути".
На пешеходных переходах стали пропускать пешеходов после того, как резко ужесточили наказание за несоблюдение ПДД в данной части. Больше стало видеокамер и видеорегистраторов, которые способны зафиксировать нарушение ПДД. Неотвратимость наказания - важный фактор, обеспечивающий выполнение людьми установленных в обществе правил поведения.
Поэтому да, не все еще потеряно. Ставлю плюс.

Один минус при восьми плюсах. Интересная статья, есть над чем задуматься.

Заключение:
1. При вождении автомобиля на дороге периодически возникают нештатные ситуации. Всякая нештатная ситуация означает, что у человека нет привычных алгоритмов поведения, а делать что-то надо. В такой нештатной ситуации человек в первую очередь будет выполнять управляющий алгоритм поведения, разновидностью которого является дорожное хамство.
2. Снизить уровень хамства на дорогах можно созданием правил культурного поведения на дороге, за нарушение которых следует неотвратимое наказание. Неотвратимость наказания создает дискомфорт страха, который вынуждает водителей выполнять данные правила. А культурных водителей и вынуждать не нужно - лучше наказания их удерживают от хамства моральные запреты.