25. Три категории людей

Никогда не задумывался над тем, почему дети так любопытны? Почему дети впитывают новые знания, как губка?
Причина проста. Детям нравится изучать новое, это доставляет им удовольствие. 
Удовольствие - положительные эмоции, которые испытывает человек в результате выполнения алгоритма поведения, устранившего дискомфорт
Получать удовольствие - потребность каждого человека. Попробую объяснить, как это работает, на примере кайфогенной химии*. 
Потребность человека в определенной дозе кайфогенной химии, которая дает удовольствие (кайф, эйфорию, удовлетворенность результатом) - это частный случай физиологического дискомфорта. Принципиально такая потребность ничем не отличается от потребности, например, в определенном количестве воды. И то, и другое вызвано обменом веществ человека. Допустим, для данного конкретного человека потребность в кайфогенной химии составляет 100 миллиграмм в месяц (цифра взята наугад исключительно для наглядности пояснения). Будет меньше - дискомфорт, организму требуется удовольствие. Будет больше - уже не нужно, потребность удовлетворена. Конечно, если кайфогенной химии будет больше нормы, человек не откажется. Но результатом будет депрессия, когда ничего не радует до тех пор, пока организм не справится с избытком кайфогенной химии. 

Существует три основных способа получения кайфогенной химии: 
а) Физиологический - получение ее путем принятия соответствующих препаратов: табак, алкоголь, наркотики, еда. Недостаток этого способа в том, что для той же дозы 100 мг/мес нужно постоянно увеличивать прием препаратов, что в конце концов пагубно влияет на здоровье. Возникают нарушения обмена веществ, заболевания и прочие неприятности. 
Может вызвать недоумение то, что в одном ряду с наркотиками и алкоголем стоит еда. Но в плане получения кайфогенной химии еда принципиально не отличается от сигарет или наркотиков. Это внешний препарат, принимая который, люди вырабатывают некоторую дозу кайфогенной химии, необходимой их организму. Те, которые привыкают получать кайфогенную химию посредством еды, становятся от нее зависимыми. Их легко отличить - это люди, страдающие избыточным весом (ожирение), т.к. они едят не для восстановления обмена веществ, а для получения кайфогенной химии. Зависимые от еды люди употребляют в пищу не то, что нужно организму для удовлетворения потребности в энергии, питательных веществах, микроэлементах и т.п., а то, что дает максимум кайфогенной химии. Поэтому и проблема борьбы с ожирением ненамного проще проблемы борьбы с алкоголизмом. 
б) Социальный - получение кайфогенной химии путем борьбы за свой статус. Борьба за свой социальный статус - это выполнение управляющих алгоритмов поведения, которые результатом имеют создание дискомфорта другим людям. Такой способ относительно безопасен для здоровья и более-менее не требует особых усилий, т.е. траты энергии. Возникает привычка получать удовольствие от деятельности социального человека. Это так называемая "игра с нулевой суммой", когда победа одного человека означает поражение другого. 
в) Индивидуальный - получение кайфогенной химии путем роста профессиональных достижений, успехов. Например, человек сделал что-то, чего никто не умеет, а сам человек очень хотел, и получил свои 100 мг/мес. Это самый энергозатратный путь, поэтому человека надо специально воспитывать с детства, чтобы он его выбрал определяющим. В этом случае возникает привычка получать удовольствие от деятельности индивидуального человека.

Нужно помнить, что организм у человека один, поэтому свои условные 100 мг/мес кайфогенной химии человек может получить любым способом: физиологическим, социальным или индивидуальным. Разницы для организма нет. На практике, конечно, никто не получает кайфогенную химию только одним способом, все комбинируют.
Например, по моим оценкам, где-то 10% людей получают удовольствие в пропорции 0,8а+0,2б, назовем таких людей категорией 1 (зависимые).
Примерно 80% людей получают удовольствие в пропорции 0,2а+0,7б+0,1в, назовем таких людей категорией 2 (социалы).
И где-то 5% получают удовольствие в пропорции 0,1а+0,1б+0,8в, назовем таких людей категорией 3 (фанаты). 
Остальные 5% людей переходят из одной категории в другую и примерно равномерно распределены между ними.
Естественно, что эти оценки только качественные, точных цифр у меня нет.
Интересно, что эти три категории существуют в виде трех выраженных групп людей, и переходы между ними редки. Конечно, человек может переходить из одной категории в другую, меняя свои привычки. Но это именно временный переходный период, и далее стабильные привычки дают принадлежность человека к одной из трех категорий. 
Если отложить по оси Х привычный способ получения кайфогенной химии К1*а+К2*б+К3*в (К1, К2, К3 - процент получения человеком кайфогенной химии данным способом, К1+К2+К3=1), а по оси Y отложить число людей, получающих кайфогенную химию данным способом, то будет три ярко выраженных холмика. Чтобы разместить все на одной оси абцисс, нужно просто вместо а,б,в поставить числовые коэффициенты энергозатрат на единицу кайфогенной химии, джоулей на миллиграмм. Например, примем условно а=0,01Дж/мг, б=1Дж/мг, в=100Дж/мг. Тогда удельные энергозатраты у зависимых будут примерно 0,8*0,01+0,2*1=0,208Дж/мг. Социалы будут затрачивать примерно 0,2*0,01+0,7*1+0,1*100=10,702Дж/мг. У фанатов будет примерно 0,1*0,01+0,1*1+0,8=80,101Дж/мг. 
Т.е. будет три гауссовых кривых нормального распределения, левый (зависимые) будет иметь максимум немного меньше 10 единиц по оси Y, средний (социалы) будет с максимумом менее 80 единиц, а правый (фанаты) будет иметь максимум менее 5 единиц. И между ними будет практически прямая, которую составляют те 5% людей, которые в настоящее время переходят из одной категории в другую.

Сознание

В чем причина такого распределения людей на три категории? Она в привычке, т.к. дискомфорт от неэкономичности вынуждает человека выбирать привычный способ получения кайфогенной химии.
Поддерживают такую привычку и обратные связи
Когда человек начинает получать львиную долю кайфогенной химии физиологическим способом, дискомфорт от неэкономичности №2 (принцип экономии усилий) вынуждает его все чаще и чаще прибегать к такому способу, т.к. это самый эффективный способ получения кайфогенной химии по соотношению затраты/результат. На получение единицы кайфогенной химии надо меньше всего энергозатрат, всего лишь принять нужный препарат (еду, наркотики, алкоголь, табак и т.д.). Здесь положительная обратная связь в виде принципа экономии усилий. 
Когда человек начинает получать львиную долю кайфогенной химии индивидуальным способом, он начинает привязываться к окружающим, т.к. ему нет нужды бороться с ними за статус, причиняя дискомфорт. А привязанность к окружающим (дискомфорт потери №5) вынуждает человека не причинять им дискомфорт, т.е. не бороться с ними за статус и тем самым не использовать социальный способ получения кайфогенной химии. Дискомфорт потери №5 играет роль положительной обратной связи, вынуждающей человека все чаще и чаще прибегать для получения кайфогенной химии к индивидуальному способу. 
Эти две категории, зависимые и фанаты, являются маргинальными, т.к. в большинстве своем люди становятся социалами. Это одобряется обществом и относительно энергетически не затратно. И здесь принцип экономии усилий (дискомфорт от неэкономичности №2) вынуждает человека не переходить в категорию фанатов, т.к. на рост профессиональных успехов
 тратится больше энергии. А дискомфорт зависимости от мнения других №3 запрещает ему переходить в категорию зависимых, т.к. обществом не одобряются алкоголики, наркоманы и другие люди с вредными привычками. И в этом случае дискомфорт от неэкономичности №2 и дискомфорт зависимости от мнения других №3 играют роль отрицательных обратных связей, вынуждающих человека не переходить в категории зависимые или фанаты.

Маленькие дети - тоже люди, и им нужна своя порция удовольствия. Получают его дети преимущественно индивидуальным способом - путем роста профессиональных успехов, достижений. Дети любознательны, быстро и с удовольствием учатся новому. Социальный статус детей пока низок, поэтому социальный способ не позволяет им получать кайфогенную химию в количествах, необходимом для устранения дискомфорта. Однако по мере взросления дети входят во вкус борьбы за свой статус и в большинстве своем становятся социалами. 
Малая часть детей, становясь взрослыми, сохраняет способность к обучению и росту профессиональных достижений еще долгие годы, становясь фанатами. В биологии есть термин ювенилизация. Взрослые люди, фанаты, имеют признак детей - способность получать удовольствие от самого процесса обучения. 
________________________________________________________________________________ 
*Кайфогенная химия - химические соединения, вырабатываемые организмом человека, которые приносят удовольствие. Пример: дофамин, окситоцин, эндоканнабиноиды, эндоопиоиды и т.д.

07 мая 2019 г.

Предыдущая глава <-